[Публикации Б.Кагарлицкого]

"Новая Газета", №69, 4 декабря 2000 года.
Оригинал статьи см. на странице http://NovayaGazeta.Ru/nomer/2000/69n/n69n-s08.shtml

ПРИВЕСТИ АНФАС В СООТВЕТСТВИЕ С ПРОФИЛЕМ?
       
       За выборами в Америке удобнее всего было следить с помощью Интернета. Газеты выходят раз в день, телевизионные новости — три-четыре раза, а сайты обновляются чуть ли не каждый час. Пока ждешь развития мыльной оперы, называющейся «выборами президента», невольно наталкиваешься на дискуссии, ведущиеся на эту тему в сети
       
       
Боже мой, что они пишут!
       «Все демократы — евреи!» — доносится до вас голос из компьютера. «И не только Джо Либерман — еврей. Гор — тоже еврей. Вообще Америкой правят одни евреи. Они специально все затягивают, чтобы своего в Белый дом провести. Мало их Гитлер истреблял, жаль, не успел закончить дело. Но ничего, все еще впереди».
       Это не один больной человек пишет. Этим весь Интернет полон.
       Вообще-то, посетители Интернета — люди не самые бедные и, как правило, не безграмотные. Но вот беда: социология в России давно обнаружила, что вопреки общепринятому мнению, чем выше уровень образования — тем выше уровень расистских предрассудков. Русский фашист, отечественный поклонник ку-клукс-клана, — не полуграмотный лавочник, а в некотором роде интеллектуал.
       Подозреваю, что дело в банальной конкуренции. Рабочий, который вкалывает за сорок долларов, не особенно ожидает, что его место отнимет профессор с нерусской фамилией. В деревне не то что еврея — даже чеченца никогда не видели. Иное дело образованные господа, претендующие на «хлебные» должности в бюрократии. Для них «чистота расы» может стать великолепным козырем, «конкурентным преимуществом».
       Так ли Россия исключительна? Подозреваю, что нет.
       В Соединенных Штатах и Западной Европе расизм на уровне публичной дискуссии табуирован. И даже если кто-то в глубине души склонен к подобным настроениям, он не решается в этом признаться не только окружающим, но и самому себе. Этого стыдятся как тайного порока. Разумеется, за последние годы на Западе тоже произошли некоторые сдвиги. Отношение к расизму и фашизму стало куда более терпимым — вплоть до того момента, когда в Германии и Австрии общество вдруг с ужасом обнаружило, что это «давно изжитое прошлое» вовсе не изжито и может вернуться. И общественное мнение снова начинает более активно сопротивляться расистской заразе.
       В этом плане Россия — страна куда более свободная. Здесь пороков не стыдятся.
       Недавно первый канал ТВ представил миллионам зрителей программу «Только для китайцев», где рассказывалось, как «желтые» эмигранты захватывают российский Дальний Восток, как они отовсюду вытесняют русских (даже почему-то не пускают славян в китайские рестораны), отнимают у нас рабочие места и так далее. Вообще занятно, как одни и те же стереотипы применяются в отношении то одной, то другой этнической группы. Все, что было сказано про китайцев: помогают своим, один тянет за собой другого, вытесняют «наших», — все это мы уже слышали много раз про евреев. Украинские националисты то же самое говорят про русских.
       Можно, разумеется, запротестовать, напомнить, что миграция китайцев на российский Дальний Восток существенно меньше, чем поток населения, движущийся из тех же северных провинций Китая в направлении более южных провинций собственной страны, не говоря уж о Соединенных Штатах и Европе. Что китайцы не отнимают рабочие места, а создают их своей деловой активностью. Что, наконец, самой России, учитывая ее демографический кризис, жизненно необходим приток иммигрантов.
       Но все эти разговоры бессмысленны. Там, где главный аргумент — расизм, разум умолкает.
       Проблема — в полном отсутствии стыда и чувства юмора у людей, вещающих с экрана и высоких трибун. Они знают, что за слова, каковы бы они ни были, никакой ответственности не будет. Если не наказывают за воровство, как могут наказать за слова? Серьезные издания повторяют в двадцатый раз нелепицы об «операции по уничтожению банд Басаева и Хаттаба в Чечне» или про то, что президент Путин затеял дискуссию о государственном гимне, чтобы весь народ почувствовал сопричастность к государственной власти другого способа, видимо, нет.
       Пока первый канал пугал зрителей китайцами, по второму каналу исполняли гимны. Их было множество, все совершенно одинаковые. Все гимны состояли из повторяющегося набора слов — Россия, слава, родина, Россия, слава... Мне почему-то все время слышался торжественный припев: «Россия — родина слонов».
       Вой становился все громче, сливаясь в единую мелодию со злобным шепотом про евреев, чеченцев, китайцев, несущимся из тысяч других телевизоров и компьютеров. Мелодию, явственно напомнившую мне «Хорста Весселя».
       
       Борис КАГАРЛИЦКИЙ
       
04.12.2000

[Публикации Б.Кагарлицкого]
Hosted by uCoz