"Новая Газета", №54, 9 октября 2000 года. Благодаря новой системе выплаты пенсий власть прибрала к рукам самый надежный электорат Великий Салтыков-Щедрин как-то заметил, что бюрократию зря принято считать косной и консервативной. Как раз наоборот, бюрократия, особенно российская, обожает всевозможные преобразования и реорганизации. Только проводит она их своими собственными методами. На сей раз кремлевские чиновники взялись за пенсионную систему. Дела здесь обстоят, как мы знаем, не блестяще, а средняя пенсия, несмотря на все повышения и неуклонную правительственную заботу, никак не может достичь «прожиточного минимума пенсионера» (есть и такая особая категория, предполагающая, что с определенного возраста человеку уже ничего не надо). Указ президента Путина должен раз и навсегда решить проблему пенсионного обеспечения. Еестественно, путем реорганизации бюрократии. Некоторое время назад у Пенсионного фонда изъяли функцию сбора средств, передав ее налоговым органам — с целью избежать дублирования и сократить аппарат. Освободившиеся деньги предположительно должны были пойти пенсионерам. Вскоре после этого государственный Пенсионный фонд РФ подготовил проект нового бюджета, предполагающий увеличение своего аппарата примерно вдвое. И вот новая реорганизация. Указ № 1709, подписанный президентом Путиным 27 сентября 2000 года, предполагает передачу структурам Пенсионного фонда функций выплаты пенсий, ранее выполнявшихся собесами. В настоящий момент этой работой занимаются по стране 60 тысяч человек. Если по проекту бюджета Пенсионного фонда его аппарат, составляющий сейчас около 20 тысяч человек, предполагается удвоить, то нетрудно подсчитать, что для полного выполнения президентского указа число чиновников Пенсионного фонда должно быть утроено. При этом средства для оплаты всех этих сотрудников будут взяты уже не из федерального и региональных бюджетов, как это делается теперь, а непосредственно из фонда, иными словами, содержать их должны отныне сами пенсионеры. В настоящий момент Пенсионный фонд тратит на собственное содержание порядка 4% от пенсионных взносов. Резкое увеличение численности аппарата предполагает и возросшую нагрузку на бюджет. По заниженным почти в 1,5 — 2 раза оценкам самого фонда, расходы на аппарат возрастут в 1,76 раза. Все это, разумеется, из денег, из которых выплачиваются пенсии. Пикантная деталь состоит еще и в том, что работники собесов сейчас числятся государственными служащими, а работники Пенсионного фонда — нет. А это значит, что при начислении пенсий сами они теперь будут лишены соответствующих надбавок. Учитывая, что в аппарате собесов сейчас преимущественно работают люди пожилые, государство, видимо, может неплохо сэкономить. Дело, однако, не в росте бюрократии и даже не в экономии государственных средств за счет стариков. Беда в том, что подобная реорганизация системы скорее всего закончится ее полной дезорганизацией. Ведь собесы не будут ликвидированы или просто переданы в ведение Пенсионного фонда. Их предполагается поделить. В настоящий момент 80% аппарата собесов на районном и городском уровне и 50—60% на областном уровне занимаются пенсиями. Остальные — другими видами социальной помощи. Увод из системы собесов большей части аппарата скорее всего ослабит их способность выполнять оставшиеся функции. Но главное — не понятно, как делить. Как поделить бухгалтерию? Кому отойдут помещения, оборудование? Скорее всего в результате раздела общая численность бюрократии увеличится (нужно будет создавать новые управленческие структуры, бухгалтерии и т.д. в рамках Пенсионного фонда, одновременно сохраняя соответствующие единицы в собесах). Точно так же легко предположить, что придется искать и новые помещения — в дополнение к старым, ибо вряд ли удастся делить комнаты, как в советской комуналке. Ясное дело, когда аппарат полностью поглощен реорганизацией, работа разваливается, начинается административный хаос. Добавим к этому, что по причинам личного характера сотрудники собесов непосредственно заинтересованы в том, чтобы саботировать и затягивать исполнение указа. В итоге процесс займет года два как минимум. Расплачиваться за все это тоже придется пенсионерам. Мало того, что указ президента порождает бюрократическую неразбериху, он, судя по всему, и НЕЗАКОНЕН. Текст указа начинается с торжественной ссылки на ст. 90 Конституции РФ. Открываем соответствующую статью и читаем там, в разделе 3, что указы президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Но в том-то и беда, что данный указ как раз противоречит закону! Ибо закон РФ о государственных пенсиях, ст. 117, указывает, что назначение и выплата пенсий осуществляются государственными органами социальной защиты населения. Пенсионный фонд, согласно собственному официальному статусу, таковым не является. Это финансово-кредитное учреждение при правительстве. С точки зрения обыденного сознания, вопрос не принципиальный, но юридическое нарушение налицо и процесс в Конституционном суде практически гарантирован, тем более что в думском Комитете по труду и социальной защите уже обсуждают проект искового заявления. Неужели у правительства и президента так мало проблем, что они специально создают для себя еще одну? Свалив на Пенсионный фонд часть региональных и федеральных расходов, они, конечно, высвободят некоторые средства, но все же не в таких масштабах, чтобы это имело большое практическое значение в масштабах страны. Получается, что овчинка выделки не стоит. Или все же стоит?.. Зная наших кремлевских интеллектуалов, можно, естественно, предположить, что все это они делают исключительно из любви к искусству. Но есть и другое объяснение, которое подсказал мне, кстати, один из чиновников правительственного аппарата: ВЫБОРЫ. Похоже, избирательная кампания 2004 года готовится уже сегодня, не говоря о выборах губернаторов. С точки зрения наших политтехнологов, главный и самый дисциплинированный электорат в стране — это пенсионеры. А следовательно, нужно укреплять административные технологии для работы с этим «человеческим материалом». Централизация системы выплаты пенсий отнимает у региональных администраций важный канал для работы с населением, одновременно открывая его для правительства. Что же касается хаоса, который будет сопровождать переходный период, то несложно будет свалить его на губернаторов, которые «саботируют реформу». Вне зависимости от реальных результатов преобразований власть выигрывает политически. Все это, разумеется, невероятно мелко на фоне проблем, с которыми так или иначе предстоит столкнуться нашей стране в предстоящие год-два. Но в том-то и дело, что государством нашим правят люди мелочные. И это тоже одна из проблем. Борис КАГАРЛИЦКИЙ 09.10.2000 |