[Публикации Б.Кагарлицкого]

"Новая Газета", №25(д), 29 июня 2000 года.
Оригинал статьи см. на странице http://NovayaGazeta.RU/nomer/2000/25d/n25d-s05.shtml

ВЕРЕВКА — СУДЬБА КУКЛОВОДА
Как должность злоупотребляет человеком, ее занимающим
       
       Сейчас в России уже не принято спрашивать «кто виноват?». Спрашивают — «кто за этим стоит?». Кто-то устраивает взрывы, затевает войны, сажает и отпускает. Журналисты раскрывают тайные механизмы принятия решений и называют имена. Потом спорят друг с другом относительно версий. Хотя в сущности все версии одинаковы: вместо открытой и честной политики в нашей стране все решают закулисные манипуляции
       
       Серьезные аналитики не любят «теорию заговора». И в самом деле, наивно объяснять заговорами масштабные исторические события. Заговоров было много, но почему одни из них увенчивались успехом, а другие кончались полным провалом? Можно сколько угодно искать причину крушения царизма в распутинщине, прихода большевиков к власти — в немецких деньгах. Можно доказывать связь между работой Коммунистического Интернационала и появлением антиколониальных движений, объяснять развал Советского Союза подрывной деятельностью западных «агентов влияния». Но есть факты гораздо более важные. И старый режим в России, и Временное правительство, и колониальная система, и Советский Союз — все они рухнули в первую очередь в результате собственного кризиса. Если бы не было системного кризиса, им любые заговоры были бы нипочем.
       Всевозможные заговоры и закулисные манипуляции становятся эффективны лишь тогда, когда система в кризисе. Аналитики пытаются осмыслить феномен Березовского, называя его виртуозом политических манипуляций. А Березовский — это не политическая фигура, это диагноз. Или, наоборот, симптом болезни, которой страдает Российское государство. А может быть, и ее жертва. Точнее, все сразу.
       Сторонние наблюдатели склонны считать гениев закулисных манипуляций людьми, способными подчинять других своей воле. А сами манипуляторы кажутся совершенно свободными в выборе целей и средств. Это далеко не так.
       «Манипуляторы сами манипулируемы собственными манипуляциями», — сказал много лет назад Жан-Поль Сартр. Он был совершенно прав. Там, где кончаются открытая политика, честная дискуссия, — там кончается и свобода выбора. Даже для тех, кто управляет другими.
       Политические манипуляторы являются рабами обстоятельств, которые заставляют их действовать именно так, а не иначе. Они — рабы своих интересов.
       Олигархи вовсе не преобразуют общество и государство по своему желанию. Им надо защищать и расширять свои империи, и ничего, идущего в противоречие с этим, совершить они не могут. Не станут, например, олигархи бороться против олигархии. Или против капитализма. Или за полноценную демократию. Это было бы для них равнозначно самоубийству. Они могут искренне желать блага стране, но поскольку сами являются ее главным несчастьем, любые благие пожелания будут не более чем прикрытием неблаговидных дел.
       В то же время они не могут и открыто провозгласить свои истинные цели. Если бы они были в состоянии это сделать, им не нужны были бы закулисные манипуляции. Они не могут и пересмотреть свои цели, ибо это уже не их личная игра. Собственник становится слугой своего капитала. Должность злоупотребляет чиновником, ее занимающим. Цель предопределяет средства.
       Олигархи — рабы своей цели.
       Легче всего манипулировать людьми посредственными, со слабой волей, плохо информированными, некомпетентными, со слабыми идеологическими или моральными мотивациями. Это идеальный «человеческий материал» для политической интриги. Человек с сильной волей, идейный борец, профессионал высшего класса может оказаться неуправляем. Сам по себе он тоже может натворить много ужасного, но это будет уже результатом его собственных идей, заблуждений и «профессионального кретинизма».
       Смысл манипуляции в том, чтобы заставить других следовать твоей воле, но самому не нести за это никакой ответственности. Коррумпированные кадры в данном случае «лучше», чем честные управленцы, поскольку у власти появляется лишний инструмент влияния. Но это же и осложняет положение власти при любой попытке решить какой-либо вопрос. Поскольку всевозможные придворные заговоры и закулисные манипуляции стали главной «технологией управления» в России, власть принуждена опираться на людей безнравственных, а зачастую и беспомощных. В итоге чиновники непременно воруют, генералы проигрывают сражения. Иначе и быть не может.
       Олигархи становятся заложниками своей собственной кадровой политики.
       Надо отметить, что смысл всех современных российских заговоров не в свержении власти, а как раз в ее сохранении, поддержании статус кво. Кстати, парадокс тут лишь кажущийся. Заговорщики всегда консервативны. С помощью заговоров можно брать или удерживать власть, но провести социальные реформы и демократические преобразования невозможно. Для решения таких задач требуется участие большой массы людей, которые знают, чего хотят. Другое дело, что заговоры, направленные на сохранение существующего порядка, могут в условиях общего кризиса власти обернуться как раз его крахом. Так было и с теми, кто устранил Распутина, и с героями ГКЧП. Они добились результата, прямо противоположного планируемому.
       Манипуляция — это всегда орудие слабой власти. Демократия, как и тоталитаризм, — это власть сильная. Демократия может опереться на свободно выраженную волю народа, а диктатура — на принуждение. И в том, и в другом случае люди твердо знают, что и почему делают. Они могут делать ужасные вещи (и при демократии — тоже). Но каждый осознает смысл происходящего. «Каждый солдат понимает свой маневр». Режим не скрывает, кто его враг и кто его друг. Диктатор не обманывает, он запугивает.
       Демократия опирается на закон, тоталитаризм — на правила. Но и то, и другое твердо обозначено. Границы дозволенного и недозволенного ясны. Система политических манипуляций требует размытости всех границ и критериев, двусмысленности, тумана, неопределенности. Правила постоянно меняются во время игры, потому что никто даже не решается открыто признать, что игра ведется вообще без правил.
       Манипуляции необходимы, когда власть слаба. Она не может ни всерьез запугать народ, ни уговорить его. Это слабая диктатура или коррумпированная демократия (что, в сущности, одно и то же). При такой власти по-настоящему страшно только самим манипуляторам. Они боятся, что раскроются закулисные механизмы принятия решений и истинные мотивы действующих лиц. Они не могут сказать правду, но не могут и эффективно скрыть ее. Общество живет слухами и сомнениями, что еще больше усиливает ощущение неопределенности. Власть имущие порой пытаются обыграть страх и неуверенность, царящие в обществе, но рано или поздно сами становятся жертвами собственного страха.
       Мало кто боится Березовского, но он обречен бояться всех. Это заставляет его действовать. Собственный страх делает его страшным и для других. Но чем более сложны его комбинации, чем более запутана игра, тем страшнее. Сложные кабинетные многоходовки заканчиваются реальным кровопролитием. Понимание того, что рано или поздно отвечать все же придется, толкает на новые безответственные действия. Можно наслаждаться собственным страхом, смешанным с азартом игры, но нельзя от него избавиться и нельзя им управлять. Те, кто нами манипулирует, являются заложниками собственных прежних решений.
       Не так уж важно, кто у нас в стране главный заговорщик — Березовский, Чубайс, Павловский, Волошин. Или каждый понемножку. Важно то, что все они уже давно перешагнули ту грань, за которой кончается свобода выбора. Кукловоды продолжают дергать за ниточки просто потому, что ничего другого делать не умеют. Они уже не могут остановиться.
       Куклы требуют кукловодов. Они уже не отпустят. Кукловоды обречены на продолжение спектакля, даже зная, что хорошего конца не будет.
       И не стоит их жалеть.
       
       Борис КАГАРЛИЦКИЙ
       
29.06.2000

[Публикации Б.Кагарлицкого]
Hosted by uCoz